НОРМА ПРИБЫЛИ И ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ


цКЮБЮ 1 цКЮБЮ 2



Норма прибыли
Норма прибыли характеризует степень возраста­ния капитала (производственных фондов), ко­торый авансирован на производство товаров и услуг. При этом авансированные средства (Да) складываются из стоимости средств производства (Сп) и расходов на заработную плату (Зп). В таком случае норма прибыли (Нп) предстанет как отношение прибыли (Пв) к первоначально затраченным средствам, выраженное в процентах:



Обычно под нормой прибыли понимается годовая норма прибыли: отношение полученной за год прибыли ко всему аван­сированному капиталу.
В 1990-х годах в нашей стране применялись следующие показатели доходности предприятий и организаций, которые основаны на формах государственной статистики и бухгалтерской отчетности (системы показателей, характеризующих состояние 1 хозяйственных средств, их источников и итогов работы предприятия, организации за отчетный период). О степени доходности судят по следующим основным показателям:
а) прибыль - конечный финансовый (фр. finance - доход, наличность) результат: сумма прибыли от реализации продукции, основных фондов, иного имущества, а также других доходов;
б) рентабельность продукции - соотношение между величиной прибыли от реализации продукции (работ, услуг) и затрат на ее производство и реализацию;
в) рентабельность активов - соотношение прибыли и средней стоимости активов предприятий (организаций). К активам пред­приятия относят основные и оборотные фонды, ценности.
Норма прибыли (соответственно рентабельность активов) ясно характеризует эффективность деятельности фирм. Одновременно она определяет степень возрастания активности предпринимателей и даже их отношение к соблюдению правовых; норм и законов. Английский публицист XIX в. Т. Дж. Даннинг метко подметил: “Капитал боится отсутствия прибыли или слиш­ком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10%, и капитал согласен на всякое при­менение, при 20% он становится оживленным, при 50% поло­жительно готов сломать себе голову, при 100% он попирает все человеческие законы, при 300% нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы”.
Эти слова подтверждаются и в наши дни. Так, на Западе обычная норма прибыли в промышленности и других отраслях в 70-90-х годах составляла 12-15%. В этом случае бизнесмены проявляют, активность и строго соблюдают правовые нормы хо­зяйствования. Более агрессивно ведут себя крупные монополии, получающие вдвое большую норму прибыли; при первой же возможности они пытаются, как говорится, обходить невыгодные им юридические предписания. Криминальные же элементы, на­пример дельцы наркобизнеса, получают норму прибыли, дости­гающую 300%.
В 90-х годах в России сложилась весьма противоречивая и в целом очень неблагоприятная динамика эффективности биз­неса. С одной стороны, многие промышленные монополии в 1992-1995 гг. подняли норму прибыли до 50-70% и более, В криминальной экономике, например в наркобизнесе, норма при­были достигла 1000%.
Но, с другой стороны, эффективность деятельности пред­приятий в национальном хозяйстве резко упала. Об этом сви­детельствуют данные табл. 1

Таблица 11


Рентабельность продукции и активов предприятий и организаций (в %)
Показатель

1992 г.

1994 г.

1997 г.

Рентабельность продукции

32

14

5

Рентабельность активов

28

8

0,7
Как видно, во всех отраслях экономики России произошло угрожающее “скольжение” показателей рентабельности по на­клонной плоскости. Оно сопровождалось очень тяжелыми эко­номическими последствиями. Стало быстро нарастать число убыточных (бесприбыльных) предприятий и организаций. Если в 1992 г. удельный вес таких хозяйственных единиц в основных отраслях экономики составлял 15% к общему числу предприятий, то в 1998г. он достиг 55% всех фирм.
Какие причины вызвали столь плачевное состояние бизнеса в России? Об этом пойдет разговор в теме 14 и других, посвя­щенных макроэкономике. Сейчас же рассмотрим на уровне мик­роэкономики те факторы производственного бизнеса, которые способствуют повышению нормы прибыли. Эти факторы по­зволяют также, если можно так выразиться, реанимировать (вос­становить жизнеспособность) предприятий с неэффективным бизнесом.



Содержание раздела