ПРОИЗВОДСТВО НОВОЙ СТОИМОСТИ: ЕГО УСЛОВИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ


зМБЧБ 1 зМБЧБ 2


Внешней средой деятельности фирмы служит развитая ры­ночная система. Это накладывает свой отпечаток на всю орга­низацию экономической деятельности любого бизнесмена.
Формула бизнеса: варианты ее осуществления

Сущность всякого бизнеса наглядно представлена в его формуле

Д – Т – Д’

где Д - первоначально авансированные (выдан­ные в счет предстоящих платежей) денежные средства;
Т - приобретенные товары;
Д' - возросшая сумма денег,
Д' = Д + Dд,
где Dд - прирост денег (прибыль).

Отсюда ясно, как действует предприниматель. С самого на­чала он должен иметь денежные средства, пускаемые в обра­щение с целью наживы. На них он закупает определенные товары. В конечном счете бизнесмен реализует на рынке имею­щиеся у него товарные ценности и получает возросшую сумму денег. Прирост денег по сравнению в первоначально затраченной суммой составляет его доход (прибыль).
Главный теоретический вопрос состоит в том, чтобы выяс­нить: откуда появляются Dд - новые деньги?
Хозяйственная практика свидетельствует, что формула биз­неса является общей для разных вариантов предпринимательской деятельности. Что это за варианты?


Первый вариант предпринимательства - спекулятивный биз­нес. Он означает скупку товаров по низкой цене и их перепродажу по повышенной цене. Прибыль от спекуляции (Пc) представляет собой разницу между продажной ценой товара (Ц2), по которой спекулянт сбывает вещь, и закупочной ценой (Ц1), по которой предприниматель приобретает ее: Пс = Ц2 - Ц1
В рыночной экономике спекуляция в большинстве случаев представляется естественным явлением и не преследуется по закону. Ее экономической основой является товарный дефицит, который образуется на какое-то время. Сам спекулятивный рост рыночной цены приводит в действие закон предложения, а с увеличением производства товаров исчезают экономические ус­ловия для спекуляции.
Второй вариант - криминальный бизнес. Такой, образно го­воря, “черный” способ обогащения на рынке основан на мо­шенничестве (обмане или злоупотреблении доверием), незакон­ном использовании товарного знака, сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем, и т. п. Речь идет, например, о про­даже фальсифицированных алкогольных напитков и недобро­качественных товаров, о незаконном предпринимательстве (без регистрации либо без лицензии - специального разрешения). Преступный бизнес может давать, как правило, кратковременную выгоду. Но он оборачивается большими потерями для крими­нальных элементов после того, как их разоблачат и осудят.
Среди предпринимателей, отвергающих преступные способы обогащения, утверждается совершенно иная деловая этика (нор­мы нравственного поведения): совокупность писаных и устных договоренностей о правилах “честного бизнеса”. Эти правила предлагают всем предпринимателям: а) отказаться от нечестных методов бизнеса (прежде всего от взяток государственным чи­новникам); б) строить экономические связи на доверии к парт­неру; в) коллективно прекращать все дела с предпринимателя­ми-мошенниками; г) обеспечивать надежное выполнение хозяйственных договоров и иных обязательств.
Теперь давайте выясним небезынтересный вопрос: какую об­щую черту имеет
прибыль, получаемая как от спекулятивного бизнеса, так и от криминальной торговли?
Прежде всего вполне очевидно, что спекулятивная прибыль, по существу, есть вычет из доходов покупателей, которые тратят большую сумму денег по сравнению с подлинной ценой товара. Криминальная прибыль подобна спекулятивному доходу Если даже покупатель приобретает, скажем, фальсифицированные то­вары по сниженной цене, то такая цена не соответствует качеству вещи, которая достается преступнику зачастую почти задаром.
Стало быть, и спекулянты, и преступники используют рынок как канал перераспределения богатства населения в свою пользу Более того, получаемая ими прибыль не связана непосредственно с созданием новой товарной стоимости в масштабе всего общества.
В таком случае возникает, пожалуй, не менее любопытный вопрос: имеется ли такой вариант бизнеса, который прямо связан
с созданием новой стоимости, получаемой без спекулятивного вздувания цен?
Многовековая хозяйственная практика давно доказала, что по-настоящему нормальным является производственный бизнес, который можно было бы назвать “белым”. Давайте подробнее познакомимся с ним.




Содержание раздела